3.1 Задачи совершенствования нормативной правовой и нормативно-методической базы градостроительства
В рамках развития законодательства должны быть предусмотрены:
разработка новой редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая ориентирована на дальнейшее развитие градостроительного законодательства в увязке с иными видами законодательства. Это закрепит градостроительное право в виде самостоятельного сегмента, который должен обеспечить синтез имущественного, земельного и экологического права с целью реализации конституционного права граждан России на благоприятную среду проживания. Проекты нормативных правовых актов, принимаемых в развитие Градостроительного кодекса Российской Федерации, должны базироваться на основных его положениях и обеспечивать их правоприменительную практику. Необходимо преодолеть чреватые негативными последствиями попытки «расщепления» градостроительного законодательства и низведения его до уровня «ведомственного» закона технического характера и исключения из него таких неотъемлемых компонентов, как градостроительное планирование и зонирование, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд и другие.
внесение понятия «градостроительная деятельность» в Общероссийскую классификацию видов экономической деятельности, а также в Бюджетный кодекс Российской Федерации;
увязка системы нормативных документов в строительстве и правовых документов в градостроительстве с учетом норм Федерального закона «О техническом регулировании»;
изменения и дополнения в смежные области федерального законодательства;
изменения в законодательство Российской Федерации в части обязательности применения градостроительных документов – генеральных планов и правил застройки и выделения средств бюджетов всех уровней для финансирования их разработки;
разработка комплекса мер с целью обеспечения интеграции социально-экономических и территориальных аспектов при разработке планов и программ развития страны и ее регионов, исходя из того, что основа эффективного функционирования экономики – рациональная организация территории;
взаимодействие с Земельным кодексом Российской Федерации - закрепление за градостроительством и градостроительным планированием эксклюзивного права определения вида использования земель в городах, на межселенных территориях, пригородных зонах, зонах особого градостроительного регулирования;
разработка современных технологий градостроительного планирования, нормативов и методических документов для их скорейшего внедрения, а также эффективных систем проведения экспертизы градостроительной документации;
доработка правовых и методических основ ведения государственного градостроительного кадастра, как межведомственной системы сведений, содержащей условия всех смежных отраслей деятельности, а также технического учета и мониторинга объектов градостроительной деятельности;
разработка правовых механизмов, обеспечивающих исполнение градостроительных регламентов, как пакета согласованных межведомственных, межуровневых условий, а также регламентов особого градостроительного регулирования;
разработка нормативов, позволяющих обеспечить в сжатые сроки кратное увеличение массового строительства социального, в том числе малоэтажного жилья.
3.2 Меры по совершенствованию системы управления и организации градостроительной деятельности
3.2.1 Определить приоритетными направлениями, требующими межотраслевой координации:
упрощение для граждан и инвесторов процесса формирования объекта недвижимости на основе разработанных и утвержденных документов градостроительного планирования и внедрения градостроительного кадастра с формированием земельных участков, подготовленных для строительства;
упрощение согласования и экспертизы инвестиционных проектов с организацией действенного органа межведомственной экспертизы;
организацию государственного учета и инвентаризации недвижимости, регистрации прав на неё на основе современных информационных технологий;
управление имуществом разных форм собственности на основе градостроительных регламентов;
развитие рынка недвижимости с учетом градостроительной ценности объекта купли-продажи.
3.2.2. Установить норму об обязательном рассмотрении титульных списков федеральных целевых и адресных программ после подтверждения соответствия градостроительной документации необходимого уровня.