По функциям (задачам), содержанию деятельности, положению и роли в системе государственной власти органы политической безопасности делятся на три вида:
а) являются службами обеспечения руководства страны специальной политической информацией, противодействия разведывательно-подрывной деятельности иностранных государств и иных враждебных инфраструктур, проведения специальных операций против них, но не участвуют в управлении государством;
б) входят в механизм государственного управления и, кроме вышеуказанных функций, обладают правом давать обязательные рекомендации другим министерствам и ведомствам, осуществлять контроль за их деятельностью, умонастроением людей (обязательное согласование с органами кадровых вопросов, зарубежных командировок и т. д.);
в) не только включены в систему государственного управления, но и являются головным (главным) органом в сфере обеспечения безопасности страны.
Как правило, эти три вида положения органов государственной безопасности характерны соответственно для демократических, переходных и тоталитарных государств. Те или иные функции могут в силу многих обстоятельств незаконно присваиваться органами безопасности. Так, службы безопасности президента РФ брали на себя не только охранные, но и политические функции (влияние на правительство и политику).
России предстоит создать систему политической безопасности, соответствующую демократическому правовому государству. Для этого само государство должно стать таковым. В связи с этим первоочередное значение имеет развитие гражданского общества, повышение политической культуры и активности народа, излечение его от пассивного ожидания благ от власти и осознание того, что именно народ сам может создать современную власть, способную к созиданию, прогрессу и миру. Но и народ не застрахован от политических ошибок, соучастия в политических преступлениях.
Поскольку политическая безопасность есть также и защита политических прав, воли и действий гражданского общества и личности, важно, что бы политическая сфера была надежно защищена от произвола и амбиций силовых структур безопасности (армии, разведки, контрразведки, правоохранительных органов и т. п.). Они должны быть выключены из внутренней политической борьбы, деполитизированы и департизированы, ибо их участие в политических баталиях влечет перерастание таких баталий в силовую конфронтацию, в вооруженные конфликты, в кровавую “бесовщину”. Такая опасность сейчас особенно велика для России.
В выявлении и защите подлинных национальных интересов в сфере политики в демократических государствах огромная роль принадлежит оппозиции, независимым СМИ, различным ассоциациям и фондам, общественному мнению, научным институтам. Одной из ведущих тенденций развития системы политической безопасности является повышение в ней роли транснациональных институтов и организаций. Граждане и народы по поводу угроз их политическим свободам могут обращаться в международные и региональные органы безопасности.
Если раньше едва ли не единственная их функция состояла в защите власти и строя от политических противников (врагов), действующих изнутри и извне, в охране высших властвующих персон и учреждений, то есть в обслуживании власти, то в ХХ веке, и особенно во второй его половине, появился ряд новых функций.
Во-первых, поскольку политическая безопасность государства стала больше зависеть от качества власти, ее политики и устройства государственного управления, соответствующие органы все больше стали получать возможность для воздействия на власть, информируя ее о негативных по следствиях тех или иных ошибок и просчетов в политике, перекосах в государственном устройстве с целью их исправления. Это наблюдалось, в частности, и в деятельности КГБ и служб политической безопасности западных стран. Коммунистическая власть не сразу уловила эту тенденцию и в итоге оказалась неспособной использовать объективные доклады КГБ о перекосах в политике и действиях власти. Власть не сумела использовать новые функции органов безопасности.
Во-вторых, в связи с политизацией всей общественной жизни и все более частым перерастанием негативных экономических, социальных, духовно-нравственных, криминогенных и иных процессов в политические угрозы государству органы безопасности все более вынуждены заниматься глубоким анализом негативных процессов в основных сферах жизни общества, давать информацию руководству государства об этих опасностях, предлагать и принимать меры по их устранению. Вот почему в структуре органов политической безопасности выходят на первые места те элементы, которые занимаются глубоким научно-политическим анализом процессов внутри страны, разработкой мер против разъедающих и разрушающих процессов, угрожающих самим основам государственного и общественно-политического строя.