· разрыв между конституционными демократическими принципами и реальной политикой;
· противостояние политических сил и различных властных структур, несоблюдение законов, регламентирующих их деятельность;
· слабость механизмов гражданского контроля над институтами государственной власти;
· региональный сепаратизм и национализм, обострение межэтнических и межконфессиональных отношений[12].
Кроме этого, сохраняются и такие угрозы политической безопасности:
· подмена интересов народа, страны корпоративными интересами правящей элиты;
· эволюция демократических институтов власти в авторитаризм и диктатуру, отчуждающие народ от власти;
· сохранение антидемократического механизма формирования внутренней и внешней политики;
· продолжение разрушительного курса реформ, закрепляющего разделение общества на бедных и богатых, антагонизацию общественных отношений;
· ставка на насилие и административно-командную систему государственного управления;
· разжигание социально-политического противостояния и национальной розни;
· подавление оппозиции;
· подчинение средств массовой информации правящей элите.
Существование этих угроз обусловливает необходимость создания действенного механизма обеспечения политической безопасности.
2. Механизм обеспечения политической безопасности России.
Механизм политической безопасности включает в себя целый ряд элементов и их целеустремленное взаимодействие. В их числе:
· объекты (территория, государственные и общественно-политические институты, органы власти, политические права и свободы, а также реальная политическая деятельность граждан, социальных групп и ассоциаций и т. п.), которые нуждаются в защите;
· взгляды, принципы, концепции (доктрины) на этот счет;
· система соответствующих законов (правовая основа);
· субъекты (специальные учреждения и органы, а также имеющие такие функции другие государственные и общественные учреждения, общество и граждане), призванные защищать политическую сферу;
· средства, методы и способы, служащие этому;
· критерии оценки состояния политической безопасности и эффективности ее механизма.
Вся эта система и механизмы ее действия определяются характером политического устройства общества и государственной власти. Диктаторские, авторитарные и тоталитарные государства нуждаются в наибольших охранных мерах, преимущественно или исключительно репрессивно-силовых. Им присущи гигантские механизмы безопасности, обеспечивающие всепронизывающий контроль над всеми общественно-политическими учреждениями и гражданами с целью выявления и жестокого подавления малейших признаков отступления от официальной идеологии и морали, особенно признаков политической оппозиции, а также противодействие враждебным внешнеполитическим силам. Разбухание численности служб охраны власти, их вооруженности, расходов на содержание может свидетельствовать о негативных изменениях характера власти.
Демократические правовые государства, не умаляя значения специальных механизмов политической безопасности, делают упор в обеспечении самосохранения на усиление доверия и поддержки со стороны народа, на увеличение числа граждан, пекущихся об укреплении данного строя и сознательно поддерживающих его политику, на установление и строгое соблюдение всеми “спасительных законов”, выдвижение к власти достойных людей. Широкая социальная поддержка власти и политики обеспечивает их прочность, безопасность и долголетие сильнее, чем самая гигантская репрессивно-силовая машина. Согласно мудрому изречению Сенеки, лучшей защитой для власти и государства является любовь народа. Обеспечение политической безопасности зависит не от эффективности деятельности спецслужб, а от власти, характера ее политики и широты социальной основы.
История дает несколько типов систем политической безопасности:
1) карательно-репрессивный: ориентация на поиск врагов, их подавление, изоляцию, изгнание и уничтожение;
2) охранительно-силовой: сосредоточение внимания на обеспечении безопасности правящей элиты и режима, основная опора на силу, но и применение “гибких” мер (подкуп, обман, создание фальшивых ассоциаций, оппозиции и т. п.);
3) основанный на демократическом законодательстве, применении преимущественно невоенных средств насилия (духовно-психологических, информационных, судебно-правоохранительных и т. п.). В идеале, как модель будущего, может появиться 4-й тип ненасильственной политической безопасности.