Основными задачами конструирования дорожной одежды являются:
а) назначение типа покрытия
б) выбор материалов для устройства слоев одежды и размещение их в конструкции в такой последовательности, чтобы наилучшим образом проявилась их грузораспределяющая и деформативная способности, прочностные и теплофизические свойства. Датчик z19.
в) установление числа слоев и их ориентировочных толщин.
г) принятие мороза - или теплозащитных мер, а также мер по повышению трещиностойкости и сдвигоустойчивости слоев, чувствительным к тепловлажностным воздействиям.
При конструировании одежд городских улиц и дорог необходимо учитывать ряд особенностей, связанных с условиями их строительства и эксплуатации:
а) ограниченную возможность варьирования проектных отметок продольного профиля;
б) необходимость временного сбора воды у кромки п.ч. с последующем отводом её через ливневую канализацию;
в) необходимость размещения под п.ч. электротехнических, тепловых, водопроводных и других коммуникаций;
г) необходимость устройства сопряжений дорожной одежды с люками и трамвайными путями;
д) расположение улицы в непосредственной близости от жилой застройки;
е) наличие участков, где наблюдаются частые разгоны и торможения транспортных средств на проезжей части, а также участки остановок общественного транспорта с наибольшим совпадением траектории движения колёс ТС.
При проектировании дорожной одежды городских улиц необходимо повышать требования к водонепроницаемости, беспыльности, бесшумности покрытий, которые должны обладать высокой износостойкостью, сдвигоустойчивостью и шероховатостью. В наибольшей мере этим требованиям отвечают нежесткие дорожные одежды с усовершенствованным покрытием.
Условный переход от категории улиц к категории автомобильных дорог показана в табл. 6.1
Таблица 6.1 Соответствия категории улиц и автомобильных дорог
Группа |
Категория улиц и дорог |
Аналог категории а.д. |
1 |
Скоростные дороги, магистральные улицы общегородского значения, дороги грузового движения |
I |
2 |
Магистральные улицы районного значения |
II |
3 |
Улицы и дороги местного значения, дороги промышленных и складских районов |
III |
4 |
Жилые улицы и проезды, поселковые улицы и дороги |
IV,V |
Для удовлетворения требования к сдвигоустойчивости в летнее время и трещеностойкости покрытий зимой рекомендуется применять для приготовления асфальтобетонных смесей битумы марок:
а) БНД (БН)-I30/200 и БНД (БН)-90/I30-в I дорожно-климатической зоне;
б) БНД (БН)-90/I30 и БНД (БН)-60/90-в II дорожно-климатической зоне;
в) БНД (БН)-60/90 и БНД (БН)-40/60-в III-IV дорожно-климатических зонах;
г) БНД (БН)-40/60-в V дорожно-климатической зоне;
При проектировании дорожных одежд городских улиц и дорог группы I (см. табл. 4) с асфальтобетонными покрытиями в верхнем слое основания необходимо применять только монолитные материалы типа крупнозернистых пористых и высокопористых (преимущественно в III-V дорожно-климатических зонах) асфальтобетонных смесей, тощего цементобетона, а также щебня, обработанного по методу пропитки цементно песчаной смесью (раствором).
Асфальтобетонные основания предусматривать, как правило, однослойными. Двухслойное асфальтобетонное основание нужно применять лишь при необходимости использования в нижнем слое песчаных и мелкозернистых асфальтобетонных смесей, обладающих пониженной сдвигоустойчивостью. В этом случае общая толщина размещаемых над ним асфальтобетонных слоёв повышенной сдвигоустойчивости (покрытие с основанием из крупнозернистых асфальтобетонных смесей) не должна быть менее 12 см.
Для покрытий минимальная толщина (с учетом запаса на износ) в уплотнённом состоянии не должна быть менее следующих значений: