При проектировании развития городского пассажирского транспорта следует руководствоваться следующими показателями:
– транспортной подвижностью населения;
– общим объёмом перевозок и его распределением между остальными видами транспорта;
Подвижность населения в первом исследуемом периоде определяют, исходя из задания к курсовой работе. Подвижность населения в последующих периодах возрастает на 15% по сравнению с началом первого года.
При распределении объёма перевозок между отдельными видами транспорта на конец года следует исходить из структуры перевозок между различными видами транспорта на начало первого года.
После распределения перевозок между видами транспорта производят расчёт дополнительного количества подвижного состава, паркового и путевого хозяйств. Количество машино-мест в парке (депо) соответствует количеству транспортных средств.
Потребность в дополнительном количестве мест в трамвайных, троллейбусных и автобусных парках определяют как разность между инвентарным количеством подвижного состава в конце и в начале года.
Протяжённость контактной сети троллейбуса (трамвая) равна протяжённости маршрута соответствующего вида транспорта.
Среднеинвентарное число подвижного состава ПСинв по отдельным видам транспорта рассчитывают на основе прогрессивных показателей его использования (коэффициента использования подвижного состава по выпуску, эксплуатационной скорости, среднесуточной продолжительности работы, средней наполняемости) и объёма перевозок по формуле:
(22)
где:
Q – число перевезённых пассажиров;
Vэ – эксплуатационная скорость, км/ч;
t – среднесуточная продолжительность работы вагона (машины) на линии, ч (принять равной 42 часа);
k – коэффициент использования подвижного состава по выпуску;
m – число пассажиров на 1 вагоно (машино) – км (наполняемость).
Число перевезённых пассажиров увеличивается на 5% ежегодно.
Среднюю эксплуатационную скорость определяют по данным таблицы 14 с учетом простоев транспорта на остановках, светофорах и конечных пунктах. Количество конечных пунктов для всех видов транспорта – 2. Техническая скорость для автобуса – 30, маршрутное такси – 40, троллейбуса – 20, трамвая – 40 км/ч.
Чтобы определить среднюю эксплуатационную скорость необходимо:
1) определить общее время простоев для каждого вида транспорта с учётом количества остановок и конечных пунктов;
2) исходя из технической скорости, определить время движения транспорта без остановок;
3) суммировать время остановок и время движения транспорта без остановок;
4) определить среднюю эксплуатационную скорость транспорта с учётом протяжённости маршрута.
Среднюю продолжительность работы машин на линии рассчитывают, исходя из того, что 20% машин (вагонов) работает в три смены (21 час), 75% – в две смены (14 часов) и 5% в одну смену (7 часов).
Средняя наполняемость 1 машино-км/вагоно-км пробега: для автобуса – десять пассажиров, маршрутного такси – двенадцать пассажиров, троллейбуса – семь и трамвая – шестнадцать пассажиров.
Коэффициент использования подвижного состава по выпуску равен 0,8.
На конец каждого года должно быть предусмотрено улучшение показателей работы городского пассажирского транспорта: увеличение протяжённости маршрутов на 10%, что приведёт к увеличению числа остановок, исходя из количества их на 1 км протяжённости маршрутов.
По дополнительному количеству подвижного состава, паркового и путевого хозяйства и удельным капитальным затратам (таблица 13) определяется объём капитальных вложений, направляемых на развитие городского пассажирского транспорта.
Капиталовложения на единицу основных фондов транспортного хозяйства, тыс. руб.
Вид основных фондов |
Единица измерения |
Вид транспорта | |||
Автобус |
Троллейбус |
Трамвай |
Маршрутное такси | ||
Подвижной состав |
Единица |
436 |
475 |
244 |
280 |
Депо (парк) |
Машино-место |
100 |
250 |
320 |
140 |
Контактные и кабельные сети |
1 км линии |
- |
220 |
170 |
- |