Применение метода вариантного проектирования заключается в целенаправленной последовательной разработке вариантов решения с критическим анализом каждого очередного варианта. Цель анализа - выявить достоинства и недостатки каждого варианта и найти пути, позволяющие избавиться от недостатков, сохранить и по возможности развить положительные стороны решения. Так обычно приходят не к одному, а к нескольким различающимся, но конкурентоспособным вариантам. На основании детального технико-экономического сравнения этих вариантов и выбирается окончательное решение.
То, что при проектировании моста обычно обнаруживается не одно лучшее, а несколько конкурентоспособных решений, объективно обусловлено противоречивостью требований, которые предъявляются к сооружению, а также отсутствием единого критерия оценки. Например, трудно одновременно обеспечить требуемые по условиям судоходства большие пролеты моста с высоким подмостовым габаритом и малую высоту насыпей на подходах, что, например, важно для городских мостов. Повышенные архитектурные требования часто вступают в противоречие с условием минимума затрат. Более дешевый мост может оказаться менее долговечным. Поэтому выбор окончательного решения часто становится трудным и ответственным шагом [1-3].
На первом этапе разработки курсового проекта деревянного моста, трудоемкость которого составляет около 30% всего объема работы, необходимо выбрать оптимальный вариант моста, используя следующие критерии:
1) стоимость строительства моста, рассчитываемую по укрупненным единичным расценкам, приведенным в Приложении 2;
2) технические достоинства, определяющие условия строительства и эксплуатационные качества сооружения (возможность заводского изготовления, сложность производства работ, надежность и долговечность конструкции, условия содержания моста, в частности, условия пропуска льда, что очень важно для деревянных мостов, и др.).