Монтаж строительных конструкций — комплексно-механизированный процесс сборки зданий, сооружений или их частей из заранее изготовленных элементов или узлов. Он состоит из транспортных, подготовительных и собственно монтажных процессов, выполняемых с помощью комплексного использования монтажных, такелажных и транспортных средств.
К транспортным процессам относятся погрузка монтажных элементов, их перевозка, разгрузка и складирование или подача под крюк крана. Подготовительные процессы включают в себя укрупнение, усиление и предварительную оснастку конструкций такелажными приспособлениями, подмостями, устройствами для выверки и временного закрепления, окраски и т. п. Монтажные процессы — это захват конструкций, подъем или перемещение, наводка и установка их на опоры или заводка встык, выверка, временное и постоянное закрепление.
Параллельно с монтажом конструкций могут выполняться другие процессы и операции, обеспечивающие подготовку фронта работ, бетонирование стыков, сварку, постановку болтов, антикоррозионную защиту, герметизацию и т. п. Режим и параметры монтажного процесса устанавливаются производственной необходимостью и регламентируются нормативными или директивными сроками строительства.
Удельный вес монтажных работ в строительстве увеличивается с каждым годом. Наряду со снижением массы отдельных конструкций ожидаетcя увеличение крупногабаритных блоков и структурных покрытий, доведение их до максимальной заводской готовности. Развитие монтажных работ в СССР базируется на дальнейшем росте уровни их комплексной механизации и автоматизации, применении прогрессивных технологий и методов производства работ. Большую роль в этом играет совершенствование и создание новых монтажных машин, парк которых все время увеличивается.
В последние годы широкое распространение получили методы укрупнительной сборки конструкций на конвейерных линиях; подъем этажей и перекрытий; поворот полностью собранных мачт, башен, технологических аппаратов; подращивание каркасов инженерных сооружений и надвижки отдельных частей или целого здания. Осваиваются методы пневмоподъема конструкций, использования при монтаже различных летательных аппаратов и других монтажных средств. Внедряется бескрановый монтаж, основанный на использовании домкратных подъемников различной конструкции; созданы мощные, обладающие повышенной мобильностью и грузоподъемностью стреловые и башенные краны.
Все шире применяется радиопрограммное управление кранами, которое позволяет исключить знаковую сигнализацию между крановщиком и монтажником, не всегда удобную при отсутствии прямой видимости. Одновременно при радиосвязи в кабине крановщика устанавливают телевизор, передаточное устройство которого направлено на проектные отметки монтируемой конструкции. Все это обеспечивает заметное снижение трудоемкости монтажа строительных конструкций, сокращение его продолжительности и себестоимости, повышение производительности грузоподъемных и транспортных средств.