Так как длина тоннеля превышает 300 метров, проектируем тоннель двускатным.
Для уменьшения длины тоннеля, подходы к нему на открытом участке выполняются с руководящим уклоном imax = 14 ‰.
Из-за менее благоприятных условий эксплуатации тоннеля, чем открытых участков, на расстоянии примерно 400 метров до тоннеля производим смягчение руководящего уклона.
где: im – максимальный уклон в тоннеле.
- руководящий уклон для открытого участка трассы.
iэкв – уклон эквивалентный сопротивлению на кривой. Определяется в зависимости от радиуса кривой. В курсовом проекте принимаем iэкв = 1 ‰.
m – коэффициент смягчения руководящего уклона. Зависит от длины тоннеля.
При длине тоннеля в пределах 1 – 3 км принимаем m = 0,85.
Со стороны северного портала ‰.
Принимаем уклон im = 11 ‰.
Со стороны южного портала.
‰.
Принимаем уклон im = 11 ‰.
Так как отметки порталов находятся примерно на одном уровне, то проектируем тоннель с уклоном минимальной величины im = 3 ‰ (по условиям водоотвода).
Для железнодорожных тоннелей рекомендуется алгебраическая разность смежных уклонов, равная 10 ‰, что выполняется.
В итоге получаем следующий профиль тоннеля (с севера на юг):
1) Подъем с отметки 110,7 м. уклоном 11 ‰ на протяжении 550 метров до отметки 117,2 м.
2) Подъем с отметки 117,2 м. уклоном 3 ‰ на протяжении 750 метров до отметки 119.6
3) Спуск с отметки 119.6 клоном 3 ‰ на протяжении 400 метров до отметки 118.4м
4) Спуск с отметки 118.4м . уклоном 11 ‰на протяжении 1050 до отметки 104.2м
Глубина предпортальной выемки назначается по данным строительной практики и составляет 10 – 15 м. в грунтах с коэффициентом крепости 0,5 – 3 и 15 – 25 м. в более прочных грунтах.
Глубина предпортальной выемки со стороны северного портала составляет 13.6 м. (f = 0.7), со стороны южного портала – 20,8 м (f = 2). Для сооружения тоннеля горным способом требуется, чтобы высота грунта над тоннелем у портала была не менее 2 – 3 м. Это условие выполняется.