Основными задачами в области техники безопасности при строительстве автомобильных дорог являются: создание безопасных условий труда на производстве, выполнение правил техники безопасности и промышленной санитарии, укрепление производственной и трудовой дисциплины. При производстве дорожно-строительных работ руководствуются следующими нормативными положениями:
1.СНиП Ш-4-80. Техника безопасности в строительстве.
2.СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
3.Спельман Е. П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации.
Наряду с типовыми нормами и правилами следует пользоваться типовыми инструкциями по охране труда:
1.ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера.
2.ТОИ Р-218-06-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста бульдозера.
3.ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
4.ТОИ Р-218-08-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста скрепера.
5.ТОИ Р-218-13-93. Типовая инструкция по охране труда для машинистаукладчика асфальтобетона.
6.ТОИ Р-218-25-94. Типовая инструкция по охране труда для машинистов одноковшовых гусеничных и пневмоколесных экскаваторов.
7.ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.
Основными причинами несчастных случаев являются: нарушение правил охраны труда, несоблюдение производственной и трудовой дисциплины, а также допуск к работе лиц, не обученных мерам безопасности при производстве работ.
Основные требования по охране труда:
· Все обязаны изучить технику безопасности и расписаться в соответствующем журнале;
· Всем выдается спецодежда и средства индивидуальной защиты;
· Машины и техника должны быть оснащены световой и звуковой сигнализацией;
· Место проведения работ должно быть ограждено;
· Строительная площадка должна быть оборудована постоянными или временными санитарно-бытовыми устройствами (раздевалками, сушилками для одежды, душевыми, медицинскими пунктами т.д.)
· При монтаже элементов трубы необходимо, чтобы два монтажника работали на зацепке, а два – на отцепке, в котловане. Отцепка производится только в случае, когда элемент трубы прочно закреплен и занял проектное положение.
· Для обеспечения безопасности работ, поступающие на объект сборные железобетонные элементы необходимо складировать в порядке их последовательного монтажа.
· Гидроизоляционные работы необходимо проводить на открытом воздухе.
· Должны быть расставлены специальные дорожные знаки, предупреждающие о месте проведения работ, возможных объездах, ограничениях скорости и т.д.