Цена - это денежное выражение стоимости. Стоимость - затраты общественно-необходимого труда на выпуск продукции.
Общий уровень цен зависит от спроса и предложения.
3-М предложения - производителей сочтут выгодным направлять большое количество ресурсов на производство данного товара при более высокой цене, чем при более низкой.
Равновесная цена - цена, при котором количество товара предложенного на рынке равно количеству товара, на который имеется спрос.
Если цена установится выше цены равновесия то спрос снижается, а предложения повышается( излишек ). Любая другая цена, отличная от равновесной будет неустойчива в виду конкуренции.
Избыточный спрос( дефицит ) сопутствующей цене, ниже цены равновесия покажет покупателям , что нужно предложить более высокую цену, если они не хотят остаться без товара.
Растущая цена будет побуждать фирмы к росту предложения, и вытиснять потребителей, т.к. спрос падает.
Что заставит цены расти?:
1) превышение спроса над предложением;
2) рост зарплаты, превышающей рост производительности труда;
3) невысокая эффективность использования основного капиталла;
4) ажиотажный спрос;
5) слухи.
Что заставляет цены снижаться? :
1) превышение предложения над спросом;
2) стабильный уровень доходов при росте производительности труда.
3) Отсутствие спроса на товар;
4) необходимость срочной реализации товара;
5) ряд государственных мер ( стабилизационная политика, сбалансированность бюджета).
6) слухи.
Функции цен.
1).учетная(учет затрат).
2)распределительная
3)стимулирующая
Виды цен на товары
директивные (фиксированные или централизованные).
регулируемые.
свободные (при условии совершенной конкуренции).
Виды цен в зависимости от обслуживаемого оборота.
-производственная(сумма всех производимых и маркетинговых издержек).
-оптовая.
-розничная (к основной цене добавляются торговые наценки ).
Установление цены на товар
1) Установление стратегии фирмы .
а) политика “снятия сливок”.
б) обеспечение выживаемости.
в) максимализация текущей прибыли .
г) завоевание рынка по качеству товара.
2) Формирование кривой спроса
3) Подсчет суммарных издержек.
4 Изучение цен конкурентов.
5) Выбор метода ценообразования.
6)Формирование цены с учетом полного психологического восприяти
Основные методы ценообразования.
1)Расчет цены по методу “ средние издержки + прибыли ”.
2)Расчет цены на основе анализа”безубыточности”.
3)Расчет цены на основе ощущаемой ценности товаров.
4)Установление цены на уровне текущих цен.
5)Установление цены на основе закрытых торгов.