Основной и вспомогательный карьеры разрабатываются экскаватором с прямой лопатой лобовым и боковым забоями. Въездная траншея разрабатывается лобовой проходкой с уклоном, не превышающим 8÷10% и шириной, позволяющей организовать двухсторонние движение грузового транспорта. Объемы карьеров равны объемам основного и связного грунтов в теле плотины с учетом коэффициента остаточного разрыхления. Высота карьеров принимается из условия наполнения ковша грунтом за одно копание и составляет наибольшую высоту копания. Пионерная траншея (первая проходка собственно в карьере) разрабатывается лобовым забоем, остальной грунт карьеров – боковыми проходками, как более производительными. Для разработки выемки под зуб ядра плотины используется экскаватор-драглайн. Грунт разрабатывается с погрузкой в транспортные средства. Снятие недобора грунта до проектной отметки дна котлована (10÷20 см) производится бульдозером с перемещением в валки. Грунт из валков погружается экскаваторами в транспорт и отвозится в отвал.
Расчет лобового забоя
Длина пионерной траншеи:
(К1) | |
(К2) |
Длина передвижки:
lп =0,75·lрук = 0,75·8,6=6,45 м (К1) | |
lп = 0,75·lрук = 0,75·5,5 =4,125 м (К2) |
где - длина рукояти, принимается по техн. Характеристикам выбранного экскаватора.
Оптимальный радиус копания:
Rо.р.=0,85Rмах = 0,85·12 = 10,2 м (К1) |
Rо.р.= 0,85Rмах = 0,85·7,8 = 6, 63 м (К2) |
где - Максимальный радиус копания, принимается по техническим характеристикам.
Радиус копания на уровне стоянки ,.
(К1) |
(К2) |
(К1) |
(К2) |
Количество стоянок экскаватора при лобовом забое определяется из условия:
(К1) |
(К2) |
Расчет бокового забоя
(К1) |
(К2) |
Вб =(Rop2-ln2)1/2+ Rу.ст*21/2/2=(10,22-6,452)1/2+7,2*21/2/2=12,99 м (К1) |
Вб =(Rop2-ln2)1/2+Rу.ст*21/2/2=2*(6,632-4,1252)1/2+4,7*21/2/2=8,51 м (К2) |
Определяем количество полос:
(К1) |
(К2) |
Количество стоянок экскаватора при боковом забое определяем из условия:
(К1) |
(К2) |