В первые десятилетия строительство в Санкт-Петербурге и Москве достигает исключительного размаха. Идет активный процесс строительства в губернских городах. Классицизм вступил в свою позднюю стадию, иногда его называют поздним ампиром. Эпоха высокого классицизма поставила новые задачи: вписать здание в уже имеющееся архитектурное пространство, спланировать целые комплексы в городах, площади с прилегающими к ним ансамблями. Именно в это время складываются комплексы Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей.
Важны новые стилевые изменения: усиливается тяга к строгости, монументальности, гладкой стене, дорическому ордеру, интерес не к римской, а к греческой классике и даже архаике. В новые отношения вступают архитектура и скульптура: появляется большая свобода постановки скульптурных сооружений, они уже не прячутся в нишу, а могут оказаться на фоне гладкой стены. Скульптура связывается со зданием и по смыслу.
Преобладающими видами строительства становятся общественные постройки: театры, министерства, ведомства, казармы, полковые соборы, склады, магазины, конюшни, конные дворы. Дворцов и храмов в это время строится немного.