Государственные структуры реализуют следующие управленческие функции по защите урбанизационной среды:
проводят градостроительную политику, основанную на средовом подходе к архитектурному творчеству, типологическом формировании жилой застройки с учётом её потребительной стоимости, комплексном (социальном, энергетическом и демографическом) расчёте жилищного фонда, квалиметрической оценке вариантов планировочных структур населенных мест и т. д;
анализируют общую градостроительную ситуацию, прогнозируют урбанизационные угрозы и организуют работу по их нейтрализации;
разрабатывают федеральные программы обеспечения урбанизационной безопасности и принимают меры к объединению усилий в их реализации различных заинтересованных организаций;
поддерживают деятельность общественных объединений, направленную на гуманизацию среды обитания.
Целевое совершенствование правовых регуляторов общественных отношений в сфере архитектуры и градостроительства, предполагает:
анализ источников урбанизационных угроз, оценку эффективности применения действующих правовых актов и их дальнейшую корректировку;
изучение характера составов архитектурно-строительных правонарушений с разработкой и включением соответствующих правовых норм в градостроительный, уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, а также в законодательство РФ о государственной службе;
правовую регламентацию судебных разбирательств и порядка ликвидации последствий от противоправной инвестиционной деятельности;
создание государственной системы подготовки юристов-градоведов.