Недопустимы следующие патологии урбанизационных процессов:
проектирование градостроительной среды (систем расселения, городов, комплексов) без целевой функции и учёта социально-архитектурного заказа;
возрастающие «ножницы» между сроками физической и моральной амортизации строений, приводящие к удорожанию строительства из-за их преждевременного сноса (пример панельных жилых домов первого поколения);
разрушение системы сохранения ценностей градостроительной культуры и пропаганда зарубежной архитектуры, чуждой природным условиям России и традициям отечественного строительного искусства;
парализация городов транспортными потоками (при социализме их улично-дорожная сеть была рассчитана на 50-150 автомашин на 1000 населения);
низкие темпы строительства жилья (международная норма составляет 1 кв. м на человека в год), его высокая энергоёмкость (в Швеции расход условного топлива в год составляет 18, а в России - 72 кг/ м2), неудовлетворительное качество (дома КПД - «энерговлаговампиры») и малая доступность;
обоснование структуры жилой застройки без учёта степени надлежащей надёжности социума (обеспечивается при децильном коэффициенте 1:7-10) и затрат на утилизацию строений, а вариантов её композиционных решений, систем транспорта и соцкультбыта, а также планировок населённых мест[3] - без прогнозных и оптимизационных расчётов, выполненных, относительно районов благоприятных и непригодных для постоянного проживания населения;
запредельный физический и моральный износ городской инфраструктуры, сверхнормативное экологическое загрязнение среды обитания;
необоснованное уничтожение памятников архитектуры и вырубка (под застройку территорий) дефицитных городских зелёных насаждений.
К внешним источникам урбанизационных угроз России относится подрывная деятельность зарубежных интеллектуальных центров (политических, экономических, военных, разведывательных и др.), направленная против качественной архитектуры, как материальной формы социальных процессов.
К внутренним источникам относятся:
неразвитость баз стройиндустрии, отсутствие соответствующих полномочий и средств у архитектурно-градостроительных служб;
отсутствие системы правового контроля со стороны институтов гражданского общества и профессиональной элиты за качеством градостроительства и конъюнктурой спроса-предложения на строительном (жилищном) рынке;
послеперестроечный развал ЖКХ и функционирование Проектно-строительного комплекса (ПСК) в саморазрушающем режиме (нет «обратных» связей управления), а также отстраненность от проблем обеспечения его устойчивого развития академических центров, прокуратуры и МВД;
экономический механизм «дикого» рынка, обуславливающий принятие градостроительных решений не на основе оценки социального качества среды обитания, а «стоимости» земли, что обуславливает рост этажности жилой застройки и игнорирование последствий от роста парка личных автотранспортных средств;
криминализация строительной отрасли, обусловленная сращиванием её бизнес-структур с государственным аппаратом, отсутствие правового собственника градостроительной среды и законотворческой базы по проблемам урбанизационной безопасности;