Проект механосборочного цеха выполнен на основании задания № 5.
Цех входит в состав станкостроительного завода и предназначается для механической обработки деталей и сборки крупных метало - обрабатывающих станков.
Заготовки для деталей станков доставляются из литейного и кузнечного цехов завода безрельсовым транспортом и складируются в продольных пролетах, для чего необходимо предусмотреть трое ворот размером 4 х 4,2 м. В продольных пролетах располагаются отделения механической обработки деталей, оборудованные токарными, фрезерными, сверлильными и другого рода станками, а так же помещение для заточки инструмента, ремонтные отделения и т.п.
После обработки в термическом отделении детали поступают на специальные сборочные стенды, расположенные в отделении общей сборки, откуда готовые станки направляются в малярное отделение и в экспедицию. В экспедицию на глубину 18 м вводится железнодорожный путь для отгрузки готовых станков. Внутрицеховая транспортировка грузов осуществляется вдоль пролетов мостовыми кранами, а между пролетами рельсовыми тележками. Во всех отделениях цеха, кроме термического, производственный процесс протекает без значительного выделения тепла, пыли и газа. Термическое отделение необходимо оградить по периметру огнестойкими стенами и обеспечить аэрацию с помощью светоаэрационного фонаря с открывающимися створками. Доставка деталей в термическое отделение осуществляется тележками через ворота размером 3 х 3 м.
Расчетная внутренняя температура + 16° С, нормируемый внутренний перепад для стен 8° С, для покрытий 7° С. Естественная освещенность должна рассчитываться на работы средней точности.
По санитарной характеристике производственных процессов работающие в цехе относятся к группе I б (все женщины и 70% мужчин) и к группе II б – 25 % мужчин. Цех работает в две смены.
Здание предусматривается II класса капитальности.
3. Место строительства – г. Самара.
4. Здание – одноэтажное каркасное.
5. Состав помещений:
- отделение термическое – 1107 м2, категория по взрывопожароопасной Г.
- отделение механической обработки – 2516 х 2 = 5032 м2, категория по взрывопожароопасной – Д.
- отделение общей сборки – 2592 м2, категория по взрывопожароопасной – Д.
- малярное отделение и экспедиция – 2178 м2, категория по взрывопожароопасной – Д.
6. Подъемно – транспортное оборудование
Мостовые краны грузоподъемностью 8, 20 и 50 т – просты в управлении и обладают несложной системой электропитания. Мостовой кран состоит из моста , поставленного на катки, и тележки с механизмами подъема или передвижения. Тележка состоит из стальной рамы с колесами, ее устанавливают на рельсы, которые уложены по верхним поясам средних балок или ферм моста. На тележке располагают механизмы для вертикального перемещения груза, перемещения тележки вдоль моста – поперек пролета здания и перемещения крана вдоль пролета здания.
Мостовой кран перемещается вдоль цеха по рельсам, уложенным на подкрановые балки, которые опираются на консоли колонн каркаса или пилястры стен. Все механизмы мостового крана имеют самостоятельные электродвигатели. Управление сосредоточено в кабине крановщика, которую подвешивают к мосту крана или подвешивают к мосту крана или размещают на грузовой тележке.
7. Технологические въезды и выезды:
- автомобильные - ворота размером 3 х 3 м в термическом отделении; ворота размером 4 х 4,2 м в литейном и кузнечном цехах (продольные) завода для безрельсового транспорта.