Сегодня, когда историками с особенной настойчивостью внедряется понятие о Петербурге как о европейском, отличном от всех русских городов культурном центре, не менее важным представляется еще один пласт архитектуры начала XX в. – стиля модерн.
Рациональные приемы пластического и декоративного решения зданий, большие, различных очертаний проемы, эркеры, балконы, их сочетания, соотношения окон и простенков, характерного силуэта кровли отличают постройки «северного модерна» и близких ему течений от сооружений «декоративного модерна» с их сложным декором, символикой, излишне текучими линиями и массами. В целом надо сказать, что здания в стиле модерн и близкие ему обладают большой силой эмоционального воздействия независимо от личных вкусов исследователя или просто горожанина.
Для лучшего понимания сложных процессов, происходивших в архитектуре конца XIX - начала XX в., чрезвычайно важна совершенно особая и малоизученная область архитектурного творчества - конкурсные проекты.
В дальнейшем при развитии направления – ретроспектизм в архитектуре Петербурга многие зодчие возвращались в своем творчестве к элементам модерна. Воссоздание образов прошлого тесно переплеталось с разработкой современных задач. Мотивы ретростилей, как правило, сочетались с новыми планировочными решениями, приобретая при этом заметный оттенок модернизации. Примерами «модернизированной классики» являются постройки Ф. И. Лидваля, А. Л. Лишневского, С. Г. Гингера и многих других зодчих.