Трехмерное пространство воспроизводства жизни и культуры (креативное пространство). Принципы его организации
Страница 1

На Востоке существуют две схемы сакральных сооружений:

- центр культового комплекса вертикаль, обозначенная ступой или храмом;

- пониженный культовый центр, относительно всего культового комплекса, святилище окружено квадратами стен, проецирующихся в пространство на символические четыре стороны, каждый ряд стен имеет надвратную башню, высота которой уменьшается по мере продвижения к святилищу.

Любое здание проецирует себя во внешнее пространство города.

Центральное место в любом здании не может быть отведено человеку, как и на сцене опытный актёр никогда долго не находится в центре сцены, переходит ближе к кулисам. В культовых зданиях центральное место занимает алтарный камень, он определяет вертикальную ось сообщения человека с богом. Так как человек является существом ортогональным, ортогональная ось присутствует и в его постройках (создания некой главной оси – axis mundi мировой оси или оси креативного пространства).

В рамах индуистской религии существует линейное лонгитудинальное пространство храма. В христианских русских православных храмах пространство центрическое, в Церкви Покрова на Нерли глубина церкви равняется высоте.

Вертикальная ось в структуре древних городищ. Характерен в этом отношении пример мысовых городищ. Вначале люди селились на стрелке мыса, вертикальное пламя костра не только обогревало их в непогоду, но, что очень важно, обозначала некий центр, центр организации прилегающей территории в управлении рода. В дальнейшем городище развивалось вглубь мыса, окружалось деревянными стенами, за пределами устраивались торговые площади, в городе строились храмы отмечая своим завершеем сакральные места в пространстве города.

Подобным образом строились поселения первобытных людей в Африке. Поселение окружалось кольцом стен. Внутри располагались жилые постройки, а в центре круга - место для ритуального костра.

Город Кондопога имеет вертикальную ось, проецирующуюся во все стороны света и объединяющую пространство города проходящую через вертикальную ось церкви, находящейся на мысу озера. Церковь прекрасно видна из любой точки городка, т.к. жилые дома располагаются полукругом по берегам озера.

Интересный пример организации пространства и толерантности разных культур в рамках одного жилого двора можно наблюдать в Непале. Жилой двор, плотно окруженный дворами от внешнего мира, вмещает водоем, которым пользуются все жители, также во дворе располагается и священное дерево небольшие храмы, ступы разных религий.

Высокой культурой обладали и древние племена Майя, Цивилизация – только материальный след культуры. Давайте рассмотрим структуру святилища. Главной доминантой, указывающей на центральную ось, является земляной холм, позднее создавшийся из камня. Горизонтальная ось ритуальной площадки по другую сторону пирамиды уравновешивалась алтарными постройками.

В средневековом городе Сиена центральная ось axis mundi проходит через вертикальную ось башни ратуши. Её окружает площадь Пьяцца дель Кампо в форме подковы. В Сиене есть старинный обычай – раз в год проходят народные гуляния на площади Пьяцца дель Кампо (итал. Piazza del Campo). Это центральная площадь итальянского города Сиены, одна из самых величественных средневековых площадей. На неё выходят фасады Палаццо Публико с башней Торре дель Манджа, являющейся архитектурной доминантой площади.

Дважды в год по периметру площади проводятся знаменитые скачки (Палио).

Естественно сложившиеся города представляют собой единые организмы. Римские города военные лагери имеют регулярную сетку улиц, Главная улица, проходящая с севера на юг – Кардо, с запада на восток – Декуманус. Таким образом на пространство города накладывается новая система координат. На пересечении главных улиц сооружался тетрапил – пространственный центр города, за ним располагался форум для военных построений римских легионов.

Страницы: 1 2

Главное меню


Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.timearchitect.ru